gimnasia1.ru » Кафедра естественно-математических дисциплин

Кафедра естественно-математических дисциплин


Анализ деятельности кафедры естественно-математических дисциплин
Стратегической линией кафедры естественно-математических наук является методология, научность, исследования. В своей деятельности взят ориентир на гатенсифшсацию, повышение технологичности учебного процесса, а также разработку новых форм контроля. Кафедра проводит большую работу по углублению и развитию содержательного и образовательного компонентов гимназического пространства.
Ключевой доминантой гимназической деятельности является гуманизация и гуманитаризация курсов естественно-математических наук. Усилия преподавателей направлены на рассмотрение содержания курсов не только как научных дисциплин, но из более широкого пространства культуры как гуманитарной системы. В связи с этим обсуждаются такие вопросы, как:
- естествознание в системе науки и культуры;
- естествознание о живой природе;
- современная наука о природных началах, бытие человека и т.д.
Другим направлением гуманитаризации является исследование на занятиях исторических, литературно-художественных материалов, образов, аналогий, те. обращение к эмоционально - аффективной функции восприятия.
Немаловажным направлением деятельности - поиск условий, которые пробуждают самообразовательную активность. В этой связи следует отметить индивидуальную работу с учащимися 10-11 классов по пред профессиональной ориентации, экспериментальное обучение, реферативные работы, научно-исследовательские проекты, домашние, курсовые и контрольные работы и т.д.
Учебно - методическая работа охватывает следующие направления работы:
- формирование нового содержания,
- разработка и реализация новых технологий, методик (средства и приемы),
- создание учебно-методического материала (пособия, дидактический материал)
При реализации образовательной программы естественно-математического блока применяются различные педагогические технологии:
- профильная дифференциация обучения;
- уровневая дифференциация обучения;
- технология постановки целей;
- технология получения обратной связи (проблема контроля и проблема оценки);
- модельно-блочная технология;
- цельно-блочная технология;
- интегральная технология.
Реализуются разнообразные формы организации учебного процесса:
- различные виды диалогов, дискуссий;
- самостоятельная, групповая и индивидуальная работа;
- тренинги мотиваций успеха и достижений;
- различные виды и формы творческой деятельности по выбору учащихся.
На кафедре ведется большая научно-исследовательская работа.
Основными ее направлениями являются:
- установление межпредметной координации и выработка элементов комплексного подхода к изучению основ наук;
- создание отработка и отслеживание системы внедрения гимназического стандарта по блоку естественно-математических наук;
- разработка и реализация проекта «Экологическая тропа»,
- Результаты: направлений работы представляются на международных, областных и межрегиональных научно-практических конференциях (тезисы докладов и выступлений).

Основные итоги работы кафедры.
Отработан проект прогнозного моделирования парадигмы естественнонаучного образования в гимназии как совокупность предпосылок и методов, определяющих конкретное научное исследование.
1. Создано программное обеспечение процессов обучения, развития и компенсации гимназистов.
2. Действует постоянный анализ развития курсов, трансляция прогнозов развития, отслеживания непрерывности содержательных моментов в сочетании с интеграцией курсов.
Перспективные направления работы кафедры.
1. Интеграция всех потоков гимназического пространства:
- сеть интеграционных занятий, предметных недель, совместных проектов (как внутрикафедральных так и межкафедральных с привлечением специалистов из научной сферы). Организация и внедрение семинара “Образование для устойчивого развития”. Разработка тематики семинара и планирование работы.
2. Научно - исследовательская деятельность преподавателей и учащихся. Стратегия организации исследовательской работы (как самостоятельной, так и совместной с учащимися);
- профессиональная компетентность;
- последовательность;
-целесообразность.
3. Диагностика, анализ, перспективы. Внедрение в большем масштабе тестовых форм контроля (подготовка материалов, отслеживание результативности).
4. Развитие системы индивидуальной работы учащихся через увеличение доли самостоятельной подготовки (исследовательские проекты, творческие работы, реферативные работы и т. д.)
Проведение совместной исследовательской экспериментальной работы совместно с другими кафедрами гимназии и ВУЗов (НИ РХТУ кафедра ОиНХ), разработка комплекса электронных учебных пособий, внедрение мультимедийных технологий.
6. Подготовка теоретических материалов для публикаций и представление на научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах различных уровней.
На кафедре работают профессионалы и знатоки своего дела: Голубкова Г.Л. – преподаватель высшей категории, К.Х.Н., победитель конкурса лучших учителей 2007; m>Филиппова Г.В. - преподаватель высшей категории; Козлова Н.А. - преподаватель высшей категории; Чуйко А.И. - преподаватель высшей категории; Медведева О.Ю. - преподаватель высшей категории; Степанова В.Н. - преподаватель высшей категории; Дудко Е.Т. - преподаватель высшей категории, руководитель НИП «Экологическая тропа»; Сивков Ю.Б. – преподаватель II категории; Аверкова Т.Е. – преподаватель II категории; Бабакина Е.В. – молодой специалист, Андреев С.А. – преподаватель-совместитель, консультант НИП «Экологическая тропа».